Меню

Муниципальный земельный контроль

Полномочия в сфере муниципального земельного контроля

Органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории городского округа Ивантеевка Московской области, является Администрация городского округа Ивантеевка.

Непосредственно полномочия Администрации городского округа Ивантеевка при осуществлении муниципального земельного контроля исполняют муниципальные служащие и лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности сектора муниципального земельного контроля управления земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации города Ивантеевки (далее – лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль).

Лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны:

         Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные
в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия
по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами земельного контроля обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами в области земельных отношений.

         Не препятствовать субъекту земельного контроля
(его уполномоченному представителю) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

         Проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в сфере землепользования.

         Оперативно рассматривать поступившие обращения о нарушениях в сфере землепользования и принимать в рамках своих полномочий необходимые меры.

         Проводить проверку на основании распоряжения Администрации городского округа Ивантеевка Московской области о ее проведении в соответствии с ее назначением.

         Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, заверенной копии распоряжения Администрации городского округа Ивантеевка Московской области и копии документа о согласования проведения проверки с прокурором города Ивантеевки (в случае необходимости такого согласования).

         Соблюдать права и законные интересы субъектов земельного контроля при проведении проверки.

         Предоставлять субъектам земельного контроля
(их уполномоченным представителям), присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.

         Знакомить субъектов земельного контроля (их уполномоченных представителей) с результатами проверки.

         Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектами земельного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

         Соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов городского округа Ивантеевки Московской области, в том числе сроки проведения проверки.

         Не требовать от субъектов земельного контроля документы и иные сведения, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

         Перед началом проведения выездной проверки по просьбе субъекта земельного контроля (его уполномоченного представителя) ознакомить его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка.

         Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии у субъекта земельного контроля).

         Вести статистический анализ выявленных правонарушений, подготавливать отчеты по осуществлению муниципального земельного контроля, обеспечивать своевременное внесение в единый реестр проверок сведений об организации, проведении и результатах плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых в рамках муниципального земельного контроля.

         Информировать соответствующие органы государственного земельного надзора обо всех случаях нарушения земельного законодательства, направлять в органы государственного земельного контроля материалы проверок с нарушениями земельного законодательства.

         Лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при исполнении возложенных на них обязанностей имеют право:

         Посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения, организации независимо от форм собственности, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении и (или) пользовании субъектов земельного контроля.

         Составлять акт по результатам проверки.

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований:

– обеспечивать размещение в социальных сетях, на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа Ивантеевка Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

– осуществлять информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства, в том числе посредством проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

– выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

         В порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, получать необходимые сведения и материалы
в уполномоченных органах в соответствии с их компетенцией.

         Обращаться в правоохранительные органы за содействием
в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, законных полномочий, а также в целях установления личности граждан, нарушающих установленные требования законодательства при использовании земельных участков.

         Во время проведения проверки получать от субъектов земельного контроля объяснения, сведения, документы, связанные с использованием земельных участков.

         Вносить Главе городского округа Ивантеевка предложения по вопросам об изъятии земельных участков, расторжении договоров аренды земельных участков и иных договоров в случае нерационального использования земельных участков, использования не по целевому назначению, а также не использования земельных участков в установленный законом срок.

         Иные права и обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

К нарушениям земельного законодательства относятся

К нарушениям земельного законодательства относятся:

— самовольное занятие земельного участка;

— неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;

— использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность — штраф, размер которого установлен КоАП РФ.

Чтобы установить нарушителей земельного законодательства, муниципальные земельные инспекторы проводят проверки, обследования земельных участков, в том числе дистанционными способами (фотосъемка поверхности авиационными и космическими аппаратами).

Размер административного штрафа зависит от вида нарушения, категории нарушителя и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. На случай, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, в КоАП РФ установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей земельного законодательства.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа:

  • если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.;

  • если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 5 до 10 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

За административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

В силу ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн руб.

На основании ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 50 до 100 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 200 до 300 тыс. руб.

За самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы в ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрен штраф:

— для граждан в размере от 1 до 3 тыс. руб.;

— для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— для юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

Как следует из ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа:

  • если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.;

  • если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

Таким образом, земельный участок должен использоваться:

— по целевому назначению в соответствии с его категорией;

— согласно его разрешенному использованию.

В силу ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение установленного законом срока влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного и иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

  • если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 3 до 5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тыс. руб.;

  • если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.;

— на должностных лиц — от 50 до 100 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 400 до 700 тыс. руб.

В силу ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;

— на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В случае обнаружения нарушений, подпадающих под действие КоАП РФ, возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Обязательные требования законодательства и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке в рамках осуществления муниципального земельного контроля

Обязательные требования законодательства и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке в рамках осуществления муниципального земельного контроля:

  • о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом,
    не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • об использовании земельных участков по целевому назначению
    в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • связанные с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • связанные с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • связанные с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.
Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений

Администрация городского округа Ивантеевка Московской области обращает внимание правообладателей земельных участков на следующее.

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

К самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора), направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

В случае выявления фактов самовольного занятия земель, муниципальные земельные инспектора в адрес проверяемых лиц направляют предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений.

Лица, игнорирующие исполнение предписаний, привлекаются к административной ответственности в судебном порядке, освобождают самовольно занятые территории по решению суда. Также в порядке, установленном законом, возмещают стоимость неосновательного обогащения за период незаконного использования захваченной территории. Данная практика успешно применяется на территории городского округа Ивантеевка и является результативной.

Соблюдение земельного законодательства важно для всех граждан. Но наказание не является самоцелью, главная задача – разъяснить жителям, как важно соблюдать требования закона при пользовании землей.

Порядок перераспределения денежных средств за нарушения требований земельного законодательства

С принятием Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» изменился порядок перераспределения денежных средств за нарушения требований земельного законодательства. В соответствии с п. 5 ст. 1 указанного закона суммы штрафов, установленных КоАП РФ, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов. Закон вступил в силу с 1 января 2020 года.

Основные понятия муниципального земельного контроля

В соответствии с Федеральным законом №234-ФЗ от 21.07.2014 в ст. 72 ЗК РФ были внесены некоторые изменения относительно такого понятия, как муниципальный земельный контроль.

Согласно положениям указанных актов, под муниципальным контролем в сфере землепользования понимается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контрольных мероприятий в отношении государственных и частных организаций, ведомств, а также граждан. В перечень лиц, действия которых следует контролировать, также входят частные предприниматели. При выявлении нарушений виновные лица несут административную или другую ответственность, с учетом вида и тяжести совершенного правонарушения.

Муниципальный земельный контрольосуществляется согласно установленному законом порядку и дополнительно регулируется местными нормативными актами

  • Требования к контролируемым объектам земельных отношений

В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществленияконтрольных функций со стороны муниципалитета.

Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

  • Порядок муниципального земельного контроля

Непосредственно контроль проводится в рамках установленного регламента. Уполномоченное ведомство назначает дату проверки и при обнаружении нарушений, составляется акт проверки, где прописывается вся информация о нем. Копия данного документа передается должностным лицом администрации в орган госнадзора.

Не позже чем через 5 рабочих дней с момента поступления документа, надзорный орган обязан рассмотреть составленный акт и вынести решение о возбуждении дела в рамках административного регламента либо отказать в этом действии. Копия документа передается в административный аппарат региона.

Порядок взаимодействия указанных органов осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль».

  • Результаты проверки

Прежде всего, следует отметить, что муниципальный земельный контроль в отношениифизических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

После проведения проверки оформляется специальный акт, который указывает на наличие или отсутствие нарушений. Если какие-то недостатки обнаружены, то к проверочному акту прилагается предписание об устранении обнаруженных нарушений с назначением конкретных сроков.

В том случае, если недостатки, зафиксированные в предписании, не будут устранены в назначенный срок, надзорное ведомство, выписавшее акт, не позже чем через 30 суток после привлечения виновного к ответственности, уведомляет об очередном правонарушении администрацию и государственные органы.

  • Последствия неустранения нарушений, указанных в акте.

Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в установленный срок, ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

В некоторых ситуациях надзорное ведомство передает административному органу свое предложение в виде доклада по вопросам устранения нарушений, а также ликвидации причин и условий их возникновения. Также надзорный орган должен проинформировать ведомство об уже принятых мерах.

Виновное лицо имеет право оспорить принимаемые решения в судебном порядке.